Бухучет в новой компании охрана. Способы охраны: особенности налогообложения. Как открыть охранное предприятие

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Кризис заставляет организации оптимизировать расходы, сокращать издержки. С другой стороны - он влечет за собой обострение криминогенной обстановки, а значит, экономия на охране может обернуться большими потерями. Поэтому резко увеличилось количество ЧОП, тем более, что открыть такое предприятие и получить лицензию достаточно просто.

 

Частный охранный бизнес в России появился в начале 90-х годов, с возрождением рынка. Со времен раннего капитализма предприятия поделились надвое: одни производят материальные блага, другие их охраняют. С началом кризиса число последних резко увеличилось — бизнесмены опасаются роста преступности. Поэтому рассмотрим, насколько актуально, и как открыть ЧОП, с соблюдением всех требований закона.

Охрана — это особый вид предпринимательства, цель которого: извлечение прибыли от оказания услуг физическим лицам и компаниям, нуждающимся в защите личных, имущественных и бизнес интересов. Основная сфера обслуживания: здания, офисы, склады, производственные помещения, сооружения, территории и коммуникации. По договорам с гражданами такие организации обеспечивают защиту домов, подъездов, автостоянок, садовых и дачных кооперативов.

По данным на 2012 год в России насчитывалось 23 913 частных охранных предприятий. В них работало 644 740 лицензированных охранников, из которых: 15% — бывшие служащие ОВД, 6% — военные в отставке, 2% — участники боевых действий из внутренних войск, 1% — бывшие сотрудники органов ФСБ. Итого, вопреки распространенному мнению, доля лиц, имеющих специальную подготовку, составляет в них не более четверти.

Краткий обзор рынка охранных услуг

По сведениям МВД в 2014 году в этой сфере всего было занято 23 594 предприятия, и 719 000 человек. На декабрь 2016 только в реестре МСП числится 23 079 ЧОП, или правильно — ЧОО (частная охранная организация). Подавляющее их число относится к микропредприятим , с численностью персонала до 15 человек. По мнению экспертов, крупные игроки (1 - 5 тыс.) занимают до 5% рынка, и его особенность в том, что он не монополизирован. Отчасти это связано с тем, что по закону, ЧОО могут вести деятельность только в пределах региона, где они зарегистрированы. В целом по России отмечается рост их численности, особенно в 2014 - 2015 годах (рис. 1).

Из реестра субъектов МСП (сайт ФНС) легко извлечь сведения по конкретному населенному пункту, и выбранные нами наугад данные говорят о том, что численность охранных предприятий сильно различается в зависимости от специфики города (табл. 1). Так, если сравнить миллионники Омск и Новосибирск, то в последнем случае их вдвое больше — значит, есть, что охранять.

В больших пределах варьируются и цены на услуги, разница достигает 30 - 50%. Выбрав список организаций по своему городу, можно определить диапазон — большинство фирм представлено в Интернете. В целом с резким увеличением числа компаний за последние три года, на рынке отмечается сильный демпинг.

Давно работающие фирмы считают это большой проблемой, и в конце 2016 года даже вышли на ФАС с предложениями о введении государственного регулирования цен в этой сфере. Пока их формирует рынок, и вновь образованные фирмы находят клиентов среди тех, кто перешел на политику суровой экономии, в том числе на тендерах по размещению госзаказа . Ниже более подробно рассмотрим, как открыть ЧОП и что для этого нужно.

Какие услуги оказывает охрана

По закону № 2487-1 от 11.03.1992 года «О частной детективной и охранной деятельности» такие предприятия имеют право предоставлять 7 услуг.

  1. Защита жизни и здоровья граждан. Подразумевает выполнение обязанности телохранителя физического лица по договору, предметом которого выступает сам заказчик, либо указанный им человек.
  2. Охрана объектов, имущества, находящихся в собственности, или владении (в том числе во время их транспортировки) за исключением объектов с пропускным режимом (дополняется пунктом 7).
  3. Проектирование, монтаж, обслуживание технических систем охраны с принятием соответствующих мер реагирования на поступившие от них сигналы. Перечень разрешенного оборудования перечислен в Пост. Прав. № 498 от 23.06.2011. Он включает средства аудио и видеонаблюдения, контроля доступа, мониторинга и навигации стационарных и движущихся предметов.
  4. Предоставление консультаций и рекомендаций по имущественной и личной безопасности. Имеются в виду эффективные схемы расположения оборудования, способы защиты и приемы самообороны. Правовые вопросы решаются с привлечением квалифицированных юристов по договору, или при наличии таковых в штате.
  5. Обеспечение порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий: корпоративных праздников, презентаций, выставок. Такие услуги предоставляются на договорной основе с физическими и юридическими лицами, и включают разработку порядка проведения мероприятия, правил для участников, инструктаж.
  6. Обеспечение внутреннего режима на предприятиях, и в организациях. Это означает поддержание порядка, установленного заказчиком: входа, выхода, выноса предметов из здания и с территории, подъезда транспорта, контроля над поведением сотрудников и клиентов. Перечень исключений утвержден Пост. Прав. № 587 от 14.08.1992 (военные, оборонные, судебные).

В местах и на территории обслуживания работники частных предприятий обязаны оказывать содействие штатным сотрудникам полиции. Деятельность ЧОП контролируется органами МВД, они проводят плановые и внезапные проверки.

Ограничения деятельности

  1. Учредить ЧОП могут только российские граждане и организации. Иностранцы, и лица с двойным гражданством допускаются к этой деятельности только на основании международного договора.
  2. Каждый работник предприятия, включая руководителя, должен иметь удостоверение частного охранника. Получить его можно после профессионального обучения в специальных организациях, и нужно продлевать каждые 5 лет.
  3. Для руководителя обязательно высшее образование, и дополнительное — по программе повышения квалификации для ЧОО. У него не должно быть судимостей по уголовным делам, административных привлечений за хулиганство, наркотики.
  4. ЧОО разрешено использовать физическую силу, а также спецсредства и огнестрельное оружие — не больше 1 единицы на двух человек. Его виды, порядок приобретения и нормы обеспечения регламентированы Пост. Прав. №587 от 14.08.1992. Разрешение на использование тех или иных средств определяются разрядом охранника, которых насчитывается до шести.

Как открыть охранное предприятие

  1. Зарегистрировать ООО — другие организационные формы не разрешаются. Фирма не может заниматься другими видами деятельности, если осуществляет услуги по безопасности.
  2. Внести уставный капитал — не меньше 100 тыс. рублей, а если планируется вооруженная охрана или с применением техсредств — 250 тыс. рублей. Денежными средствами вносится не меньше 50%.
  3. Выбрать виды деятельности по «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 80.10 — по предоставлению частной охраны, 80.20 — по обеспечению систем безопасности; 80.30 — детективная (сыскная) деятельность, в том числе с привлечением специалистов по договору.
  4. Получить лицензию — этот вопрос рассмотрим отдельно.

Для малых предприятий оптимально использование упрощенной схемы налогообложения . Объем вложений в бизнес зависит от характера услуг, которые планируется предоставлять. Если он минимальный — охрана без вооружения, монтажа сигнальных систем, то они складываются из аренды небольшого офиса (до 10 кв.м.), простейших средств связи и дешевой экипировки. В ином случае, потребуется закуп оружия, оборудование специальной сейфовой комнаты для хранения, автомобили, обустройство (аренда) стрельбища.

Порядок лицензирования ЧОП

Правила получения лицензий регулируются двумя документами:

  • «Положение о лицензировании частной... деятельности», утв. Пост. Прав. №498, 23.06.2011;
  • «Административный регламент МВД», утв. Приказом №1039, 29.09.2011.

Они выдаются «УРЛ МВД России» (Управление по организации лицензионно-разрешительной работы). На официальном сайте МВД (www.mvd.ru) можно скачать таблицу, где указаны адреса и телефоны всех областных подразделений, которые этим занимаются (рис. 2).

С заявлением на лицензию обращается руководитель организации, она выдается отдельно на каждый вид предоставляемых услуг, и все они перечисляются в документе. При этом нужно представить оригиналы и копии:

  1. диплома, удостоверения охранника, свидетельство об окончании курсов повышения квалификации — для руководителя;
  2. нотариально заверенные учредительные документы; свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет (или выписку из ЕГРЮЛ) ;
  3. заявление о выдаче личных карточек работников с приложением их фотографий 3*4 см, и выпиской из приказа о принятии на работу;
  4. квитанция об уплате госпошлины — 7500 рублей.

Дополнительно к ним:

  1. Для охраны с установкой и монтажом технических средств, обеспечения пропускного и внутриобъектового режима — штатное расписание, где предусмотрено круглосуточное дежурное отделение, соответствующие специалисты; подтверждение о наличии средств связи автотранспорта (собственных или арендованных); разрешение на использование радиочастот.
  2. Для консультирования — договор с юристом, либо должностную инструкцию штатного специалиста.
  3. Для получения права на обеспечение порядка во время массовых мероприятий — о наличии транспорта, связи, схемы действий и инструктажа во время их проведения.

В течение 45 дней проводится проверка с выездом на место, после чего выдается лицензия на 5 лет. Чтобы сразу начать бизнес, предприниматели чаще всего не вписывают в заявку пультовую и вооруженную охрану, поскольку в этом случае будет проверяться наличие оружейной комнаты, средств индивидуальной защиты и так далее. При накоплении средств и расширении можно дополнять лицензию, переоформление стоит 3 500 рублей.

Разрешение действительно на всей территории Российской федерации, но ЧОП может осуществлять работу только в регионе своей регистрации. О начале и прекращении деятельности необходимо докладывать в ОВД. Работа без разрешения влечет административную ответственность, причем в КоАП имеется разночтение. Так, ст. 20.6 установлен штраф за это нарушение: 20 000 - 30 000 рублей. В то же время, ст. 14.1 предусматривается наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии в размере 40 000 - 50 000 рублей с конфискацией орудий производства. Так что, у судьи имеется выбор.

Какие услуги востребованы больше

Открыть ЧОП несложно, однако нужно учитывать в каком направлении изменяется спрос. В настоящее время на рынке распространены три вида услуг:

  1. физическая (постовая) охрана;
  2. пультовая система реагирования;
  3. «облачное» видеонаблюдение.

Самых крупных вложений требует монтаж и обслуживание пультовых комплексов. Кроме спецтехники, нужно обеспечить наличие автотранспорта и мобильных экипажей. Крупные заказчики (сетевые ритейлеры, банки) предпочитают иметь дело с фирмой, которая может предоставить полный комплекс физических и технических средств. Интеллектуальные видеотехнологии составляют серьезную конкуренцию пультам, так как позволяют клиенту сэкономить на дорогостоящем оборудовании.

В то же время, многие организации не могут обойтись без физической охраны. Более того, с целью экономии они предпочитают поставить людей на складах, строительных объектах, производственных территориях. Поэтому в ближайшем будущем, уход с рынка крепких ребят с дубинками не предвидится. Равно, как и пенсионеров, дело которым находится в школах, больницах, дачных поселках. Поэтому открытие ЧОП в современных условиях можно считать делом перспективным. Из-за особой специфики бизнеса франчайзинговых предложений в этой сфере нет.

Проблему безопасности образовательная организация может решить одним из следующих способов: организовать собственное охранное подразделение, обратиться к специализированному частному агентству или же воспользоваться услугами вневедомственной охраны при МВД России.

В этом материале мы расскажем о налоговых последствиях каждого из этих вариантов, а также о нюансах налогового учета охранных затрат организации.

Охранное подразделение

Пожалуй, собственную службу безопасности можно назвать тем роскошеством, которое требует значительных финансовых и трудовых затрат.

Так, у охранного подразделения должен быть собственный устав. Причем его надо согласовать с местным отделением милиции. Таково требование статьи 14 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Еще одна проблема - лицензия. Точнее, две лицензии: одна - позволяющая заниматься собственно охранной деятельностью, а вторая - покупать оружие и патроны. Милиция зачастую отказывает охранным подразделениям в таких лицензиях. Основанием для этого служит то, что якобы такие лицензии выдаются только специализированным охранным предприятиям.

С первой лицензией выход довольно прост - получать ее вовсе не обязательно. Дело в том, что такие лицензии обязательны только для фирм, которые оказывают охранные услуги на возмездной основе. Этот вывод следует из статей 1, 11 и 14 Закона № 2487-1. А служба охраны образовательной организации вправе работать без лицензии. Заметим, что к такому же выводу пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 25 июня 2004 г. № КА-А40/4223-04.

А вот лицензию на оружие охранному подразделению колледжа действительно получить будет непросто. Поскольку в отношении таких лицензий судьи соглашаются с милицией. По их мнению, оружием могут пользоваться только те юридические лица, которые специально созданы для охранных целей (см., например, постановление ФАС Московского округа от 30 января 2006 г. по делу № КА-А40/13931-05).

Как правило, охранникам выдается форменная одежда. Учесть ее стоимость при расчете налога на прибыль можно, если форма остается в личном постоянном пользовании сотрудника. Это сказано в пункте 5 статьи 255 Налогового кодекса РФ. А если одежда не остается в собственности охранника, уменьшить налогооблагаемый доход нельзя. Это разъяснено в письме Минфина России от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/1/203.

С этим выводом можно поспорить, поскольку перечень расходов на оплату труда в статье 255 Налогового кодекса РФ является открытым. Поэтому организация может списать стоимость форменной одежды на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Естественно, при условии, что такие затраты предусмотрены в коллективных или трудовых договорах.

Если же вступать в судебное разбирательство нецелесообразно, лучше выдавать форму охранникам в собственность. Правда, при этом придется удерживать с сотрудников НДФЛ. Ведь пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ позволяет не исчислять налог на доходы физических лиц только со стоимости одежды, выдавать которую требует законодательство. Но форменная одежда охранникам выдается по инициативе колледжа. Следовательно, у них возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ). Также на стоимость формы придется начислить ЕСН и пенсионные взносы.

Можно также остановиться на следующем варианте. Выдать форму охране во временное пользование и не учитывать ее стоимость при расчете налога на прибыль. При этом не придется удерживать НДФЛ, а также начислять ЕСН и пенсионные взносы.

И наконец, организовывая собственную охранную службу, надо помнить о том, что статья 19 Закона № 2487-1 требует от работодателя за свой счет застраховать всех охранников на случай гибели, получения увечья или повреждения здоровья.

Тут следует обратить внимание на важный нюанс. Хотя организация не вправе отказаться от такого страхования, оно формально считается добровольным. Все дело в тарифах. Для обязательного страхования тарифы должны утверждаться соответствующими законами. Это требование статьи 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». А, к сожалению, тарифы по страхованию охранников законом не утверждены.

Поэтому расходы на страхование охранников на случай гибели и потери трудоспособности можно отразить в налоговом учете лишь в пределах 10 000 руб. в год на одного охранника (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Взносы, превышающие этот лимит, в целях налогообложения учесть нельзя.

Что касается ЕСН, то на страховые премии этот налог не начисляется (подп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Налог на доходы физических лиц со стоимости страховки также не удерживается. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса РФ.

Частные охранные предприятия

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, средства, истраченные на охрану имущества, можно списать в уменьшение налогооблагаемого дохода. Эта норма в полной мере распространяется и на суммы, выплаченные частному охранному предприятию (ЧОП).

Само собой, с ЧОПом надо заключить договор, а также периодически (раз в месяц или раз в квартал) подписывать акты об оказанных услугах.

Также целесообразно требовать от частного охранного предприятия отчет об оказанных услугах. Эти документы будут основанием для учета расходов на охрану при расчете налога на прибыль.

Поскольку деятельность ЧОПов лицензируется, налоговые инспекторы при проверке образовательной организации могут потребовать копию лицензии охранников. Поэтому стоит заранее обзавестись такой копией. Ведь иначе есть риск того, что суд, руководствуясь статьей 173 Гражданского кодекса РФ, признает сделку организации с ЧОПом недействительной.

Вневедомственная охрана

С 1 января 2005 года суммы, истраченные на вневедомственную охрану, можно списывать на прочие расходы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Документами, обосновывающими такой расход, как и в случае с ЧОПом, будут договор и акты.

Проблемы могут возникнуть, если организация списывала при расчете налога на прибыль суммы, уплаченные вневедомственным охранникам до 1 января 2005 года. При проверке инспекторы могут выдвинуть обвинение в занижении налога на прибыль. Дело в том, что Президиум ВАС РФ в постановлении от 21 октября 2003 г. № 5953/03 указал, что выручка вневедомственных охранников является для них целевым финансированием и не облагается налогом на прибыль. Основываясь на этом выводе, Минфин России в письме от 24 марта 2005 г. № 03-06-05-04/71 (тогда еще в ст. 264 Налогового кодекса РФ не было нормы, позволяющей списывать расходы на вневедомственную охрану в налоговом учете) сообщил, что организации не вправе уменьшить налогооблагаемый доход на вознаграждение, выплаченное вневедомственным охранникам. Аналогичная точка зрения приведена и в более позднем письме Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/180.

Ведь согласно пункту 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ, деньги и другое имущество, переданные в рамках целевого финансирования, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако отметим, что данный вывод можно и оспорить. Президиум ВАС РФ пришел к своему выводу на основании статьи 35 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» в редакции, действовавшей до 2004 года. Тогда там было сказано, что милиция финансируется, в частности, за счет средств, поступивших от организаций по заключенным договорам. Но действие этой нормы было приостановлено с 2004 года Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ.

Также можно оспорить и то, что эта выручка вневедомственной охраны относилась к целевому финансированию до 2004 года. Ведь в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ прописаны признаки, по которым то или иное поступление относят к средствам целевого финансирования. Так, получатель обязан использовать поступившие средства по назначению, указанному организацией, эти средства перечислившей.

Но, безусловно, образовательная организация не стала бы указывать милиционерам, на что они могут использовать свое вознаграждение. Следовательно, считать вознаграждение охранников целевым финансированием нельзя.

Теперь что касается налога на добавленную стоимость.

Как правило, решив сотрудничать с вневедомственной охраной, учреждение заключает два договора:
- об экстренном вызове наряда милиции;
- на техническое обслуживание комплекса охранных средств.

Первый договор заключают с управлением вневедомственной охраны при УВД. НДС такие услуги не облагаются на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что не возникает объекта налогообложения по НДС при оказании услуг органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности. И Президиум ВАС РФ в постановлении от 25 ноября 2003 г. № 10500/03 подтвердил, что на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ подразделения вневедомственной охраны не должны платить со своей выручки налог на добавленную стоимость.

Заметим, что вплоть до конца 2004 года предприятия могли получать от вневедомственных охранников счета-фактуры с выделенными там суммами НДС.

Но поскольку обязанности начислять этот налог у охранников не было, по мнению Минфина России, у охраняемых организаций не возникало права на вычет уплаченного налога на добавленную стоимость. В частности, об этом было сказано в письме Минфина России от 29 июня 2004 г. № 03-1-08/1462/17@.

С таким подходом можно поспорить. Ведь в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что налогоплательщик может принять к вычету весь предъявленный ему НДС. При этом колледж не обязан контролировать, является его контрагент плательщиком этого налога или нет. Достаточно того, что НДС выделен в счете-фактуре и уплачен. К такому выводу не раз приходили и арбитражные судьи.

Примерами могут служить постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2005 г. по делу № А65-809/05-СА2-11 и постановление ФАС Московского округа от 14 декабря 2005 г. по делу № КА-А40/12158-05.

Что же касается договора на техническое обслуживание комплекса охранных средств, то его заключают с местным отделом филиала ФГУП «Охрана». Данное предприятие создано на основании постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 66. Как и все другие унитарные предприятия, ФГУП «Охрана» является плательщиком НДС. Соответственно, заключив с ним договор, образовательная организация будет получать счета-фактуры, на основании которых сможет принять к вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость.

Для начала немного сухой статистики о Забайкальском крае. Общая численность жителей края составляет около 1 миллиона человек.

Город краевого значения Забайкальского края - город Чита, численность населения около 350 000. На начало 2015 года на территории Забайкальского края зарегистрировано граждан в качестве частных охранников около 5800 человек, из них 4900 в городе Чита. На территории Забайкальского края числится около 8200 объектов физической и пультовой охраны, из них около 5700 объектов в городе Чита. На территории края лицензии на осуществление частной охранной деятельности выданы 146 юридическим лицам, из 110 находятся в городе Чита. Берем в руки калькулятор и погружаемся в волшебный мир цифр. На основании входных данных в среднем на 500 жителей Забайкальского края приходится 1 частный охранник. На 100 жителей краевого центра также приходится около одного частного охранника. Средняя статистическая численность охранных предприятий около 44 человек (она совершенно условная, так как не менее 5 охранных предприятий имеют численность более 100 человек личного состава, не менее 80% из них 6-го квалификационного разряда).

Средняя заработная плата частного охранника 4 разряда составляет 7000-9000 рублей в месяц, 5 разряда 9000-11000 рублей в месяц, 6 разряда 12000-16000 рублей в месяц. Заработные платы выше 20000 рублей в месяц –предел мечтаний охранников.

Стоимость охранных услуг на объекты физической охраны составляет от 40 (!) до 125 рублей за один человеко-час. Стоимость пультовой охраны составляет от 1500 рублей в месяц и выше, в зависимости от категории объекта, стоимости покрытия рисков, глубины ответственности и жадности заказчика.

Вернемся снова к калькулятору. Посчитаем, из каких компонентов состоит заработная плата частного охранника, и какие начисления и налоги с нее платит охранное предприятие, сколько выходит на руки сотрудникам при различных стоимостях договоров на физическую охрану. Возьмем гипотетические цифры и приступим. Предположим, что некая организация «А» заключает с ООО ЧОП «Б» договор на физическую охрану объекта силами двух охранников на круглосуточной основе, при условии обеспечения пропускного режима на предприятии. Стоимость договора составляет = 2 (человека)*24(часа)*30(суток)*40 (рублей/час)= 57600 рублей в месяц. Для обеспечения работы необходимо, что бы охрану осуществляли 6 человек по два в сутки с двумя сутками отдыха посуточно. Для удобства предполагаем, что предприятие платит налоги по упрощенной системе налогообложения 6% от оборота (хотя выгоднее будет платить доходы минус расходы / 15%, потому что, физическая охрана, очень расходное предприятие). Продолжаем расчеты. 57600 рубля-6% (налог УСН)=54144 рубля – 15 % (прибыль предприятия)=46022,4 рубля - 22% (пенсионный, соц.страх, мед.страх)=35897,47 рубля – 13% (подоходный налог)=31230,80 рублей. Теперь просто делим оставшуюся сумму на 6 человек и получаем очень «смешной» результат – 5205 рублей, которые получит каждый охранник при режиме работы сутки через двое, при нагрузке 120 часов в месяц. Такие выкладки многих руководителей охранных предприятий погружают в состояние депрессии, причем в основном в таком положении вещей они виноваты сами, так как, пытаясь сохранить объем работы предприятия принимают участие в демпинге, надеясь получить от заказчика в дальнейшем более выгодные контракты или оказывать ему сопутствующие услуги.

Многие руководители идут на явные нарушения налогового законодательства и уходят в тень, выплачивая своим сотрудникам серые заработные платы. Эта практика через некоторое время приносит свои плоды, когда при проверке налоговым органом, или на основании информации пенсионного фонда выявляются такие случаи и материалы передаются в Прокуратуру. Последствия прокурорской проверки знакомы всем - материалы вновь передаются в налоговую инспекцию, которая производит доначисление налогов и выставляет штрафные санкции. Но большее количество «серых» охранных предприятий прекращают деятельность перед проверкой, либо приостанавливают ее, замораживая предприятие. Один из способов ухода от налогов в последнее время стало открытие предприятий в других регионах Российской Федерации, при осуществлении деятельности в Забайкальском крае, что так же позволяет работать по «серым» схемам.

Государство, в какой то, мере лояльно относится к сфере частной охранной деятельности, применяя политику «мягкой руки» - плавно регулируя этот вид деятельности, путем постепенных и плавных изменений в 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности», полностью отдавая ценовую политику на откуп рыночным отношениям.Если посчитать экономику – в Забайкальском крае фискальные органы недополучают около 212 миллионов налоговых поступлений от данной отрасли, которые, при огромном дефиците бюджета Забайкальского края были бы совершенно не лишними для казны.

Некоторое количество организаций используют в своей деятельности, так называемый и пресловутый «С.А.В.О.К», что так же позволяет снизить затраты на привлечение охранных организаций. От этого страдают не только охранные предприятия, которые подвергаются критике со стороны органов государственной власти, которые считают их виновными во многих резонансных происшествиях (особенно при обеспечении охраны массовых мероприятий и как ни странно продуктовых супермаркетов), но и сами заказчики услуг таких сомнительных компаний, которым приходится выплачивать компенсации и нести уголовную и административную ответственность.

В настоящее время становится актуальным вопрос регулирования частной охранной деятельности со стороны органов государственной власти в более жестком формате.

Полагаю своевременным открытие региональных организаций «НСБ», которые могли бы стать не только отраслевыми профсоюзами, но и иметь возможность с помощью торгово-промышленных палат регионов и ФАС регулировать ценовую политику, особенно в разрезе 44-ФЗ «О государственных закупках». Необходимо обсуждать вопрос минимальных цен на оказание услуг по физической охране объектов совместно с ФАС, органами региональной власти, МВД, Общественной Палатой Забайкальского края, Торгово-Промышленной палатой Забайкальского края.

«НСБ» в данной ситуации может стать саморегулируемой организацией в сфере частной детективной и охранной деятельности. Аналогичные меры были предприняты со стороны Государства в строительной отрасли. После введения нового института СРО в строительстве, стало заметно меньше нарушений, и рынок строительных услуг стал более качественным и гибким.

Кроме этого считаю, что необходимо снова вернуться к обсуждению внесения изменений в 272-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которые касаются темы получения лицензий частными охранными организациями. В настоящее время для получения лицензии на частную охранную деятельность в заявлении достаточно указать один из семи видов охранных услуг (как правило, это физическая охрана) и для получения лицензии на частную охранную деятельность нет проблем. Получается, что при наличии уставного капитала в сумме 250 000 рублей и минимуме затрат можно создать охранную организацию и спокойно работать 3 года до плановой налоговой проверки, а потом так же легко закрыть охранное предприятие. Таких «фирм-однодневок» на рынке охранных услуг вполне достаточно. Если предусмотреть в 272-ФЗ требование получения лицензии по всем 7-ми видам деятельности и установить размер уставного капитала не менее 1 миллиона рублей, это будет вполне эффективной мерой по борьбе с такими «однодневками».

Рынок охранных услуг в настоящий момент нуждается в серьезной ревизии и проведении реформ на Федеральном уровне.

член Общественной палаты Забайкальского края

заместитель председателя РОО «Патриоты Забайкалья»

член координационного совета при УМВД России по

Забайкальскому краю

директор образовательной организации дополнительного

профессионального образования «Учебный Центр «Лидер»

Баранов Дмитрий Валентинович

На практике часто возникают вопросы, связанные с документированием и отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны.

В данной статье рассмотрим порядок документального оформления услуг охраны, а также бухгалтерский учет и налогообложение этих расходов.

Гражданско-правовые отношения

К договору на оказание охранных услуг применяются правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Предметом такого договора является охрана сотрудниками исполнителя объектов заказчика и (или) жизни и здоровья его сотрудников.

В договоре следует поименовать те объекты и тех людей, которых исполнитель будет охранять:

  • наименование и адрес объекта, площадь охраняемого объекта;
  • фамилии, имена и отчества сотрудников организации.
Так же в договоре должны быть приведены реквизиты лицензии на предоставление охранных услуг (серия, номер, дата выдачи, срок действия) и перечень услуг, объем, содержание и порядок предоставляемых услуг, срок их оказания и стоимость.

В договоре должно быть определено количество охранников исполнителя.

Охрана имущества

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организации-заказчика расходы по оплате услуг, оказанных ей в целях осуществления деятельности организации, являются расходами по обычных видам деятельности (п. 5,7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Расходы по оплате охранных услуг признаются организацией ежемесячно в последний день месяца, когда выполняются все условия признания расходов в бухгалтерском учете, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99.

При признании расходов на охрану в бухгалтерском учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на договорную стоимость оказанных услуг (без учета НДС) в корреспонденции со счетом учета соответствующих затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»).

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет, например, 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным услугам», и кредиту счета 60.

Суммы, перечисленные исполнителю в оплату оказанных услуг, отражаются по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Налог на прибыль организаций

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на услуги по охране имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы на оплату услуг по охране помещений признаются на последнее число периода, установленного договором для расчетов, т. е. ежемесячно на последнее число месяца.

Документальное обоснование расходов на охрану

Одним из первичных документов, служащих основанием для принятия к учету расходов на охрану, является акт их приема-передачи.

  • по состоянию на определенную дату заказчик принял услуги, оказанные охранным предприятием. Факт приема услуг является юридическим фактом, лежащим в основе всех дальнейших финансовых отношений;
  • охранные услуги оказаны охранной фирмой в полном объеме, который был предусмотрен договором на охрану;
  • заказчик не имеет претензий по качеству и составу оказанных охранной фирмой услуг;
  • услуги оказаны на определенную сумму с учетом налога на добавленную стоимость. Указание стоимости услуг в акте приема-передачи имеет существенное значение, поскольку он является подтвержденной сторонами величиной выручки для охранной фирмы, а для заказчика — расхода за конкретный период времени.
Кроме акта приема-передачи охранных услуг следует оформлять такую оперативную документацию, как отчеты исполнителя, согласованные графики дежурств, рапорты о выявленных нарушениях.

Все эти документы будут свидетельствовать о реальности оказанных услуг.

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, оказавшим организации услуги по охране помещений, принимается к вычету на основании выставленного им счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Пример

Организация заключила договор на охрану производственных помещений сроком на 1 год.

Оплата услуг за текущий месяц производится в следующем месяце не позднее 5-го числа на основании выставленных исполнителем счета и счета-фактуры.

Стоимость услуг за месяц составляет 59 000 руб. (в том числе НДС 9 000 руб.).

В учете Организации расходы по оплате услуг, оказанных специализированной фирмой, по охране производственных помещений организации следует отразить следующим способом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце оказания услуг
Признаны расходы на приобретение услуг по охране производственных помещений (59 000 - 9 000) 20 (26,44) 60 50 000 Договор возмездного оказания услуг, Акт Счет
19-4 60 9 000 Счет-фактура
68/НДС 19-4 9 000 Счет-фактура
Отражено перечисление оплаты за оказанные в истекшем месяце услуги по охране помещений 60 51 59 000
Расходы на охрану арендованного имущества

По умолчанию все расходы, связанные с содержанием полученного в аренду имущества и поддержанием его в исправном состоянии, несет арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Поэтому, если по условиям договора обязанность по охране такого имущества не возложена на арендодателя, у организации-арендатора не должно возникнуть проблем с признанием затрат на его охрану.

Тем более что в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ речь идет о возможности учета расходов на охрану любого имущества, без уточнения, собственное оно, арендованное или находящееся у организации по иному законному основанию.

Налоговые органы в региональных управлениях, в частности в Москве, в целом не возражают против такого подхода (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 № 16-15/017006).

Охрана жизни сотрудников

Организация может обеспечивать охрану не только своего имущества, но и ценных сотрудников, таких как руководитель, или прочих лиц, например, имеющих доступ к коммерческой тайне.

Бухгалтерский учет

В данной ситуации стоимость услуг по личной охране, в частности, руководителя организации, оказанных частным охранным агентством (без НДС), включается в состав расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца, за который данные услуги оказывались (на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг), и в бухгалтерском учете отражается на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. п. 5, 6, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов)).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма «входного» НДС, предъявленного частным охранным предприятием со стоимости охранных услуг, может быть принята организацией к вычету на основании выставленных ей счетов-фактур (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

В главе 25 НК РФ расходы на обеспечение безопасности персонала и на личную охрану отдельных сотрудников не упоминаются.

Однако такие затраты организация вправе учесть при расчете налога на прибыль, так как подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет признавать не только расходы на охрану имущества, но и расходы на оплату иных услуг охранной деятельности. При этом защита жизни и здоровья граждан является одним из видов охранных услуг (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Указанные расходы признаются на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг (последнее число каждого месяца действия договора охраны) (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Документальное обоснование расходов на охрану сотрудников

По мнению Минфина России, рассматриваемые расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 08.05.2007 № 03-03-06 /1/269).

Такой же точки зрения придерживаются суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008 и от 19.07.2007 № А56-35010 /2006, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 № А40-23728 / 08-108-75).

Исходя из арбитражной практики, можно сделать вывод, что безопаснее включать в трудовые договоры с работниками, которым предоставляется личная охрана за счет компании, условие об этом. При наличии такого условия организации будет проще обосновать расходы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008).

Если по каким-то причинам такое условие невозможно предусмотреть в трудовом договоре, то его можно указать в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте, например, в приказе или распоряжении руководителя.

В таком документе также можно указать список охраняемых работников или перечень должностей.

Кроме того, в целях налоговой безопасности, с охранными организациями лучше заключать не отдельные договоры на персональную охрану, а так называемые смешанные или комплексные договоры на охрану не только самих работников, но также и имущества организации, находящегося при них (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2007 № А56-35010 /2006).

Причем стоимость услуг по этому договору безопаснее указывать одной суммой.

При таком документальном оформлении у налоговиков не будет оснований утверждать, что эти расходы нельзя признать в налоговом учете, поскольку они не упоминаются в гл. 25 НК РФ. Наоборот, расходы на охрану имущества компании прямо указаны в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Помимо этого, можно ссылаться на то, что охраняемый специалист является носителем информации, составляющей коммерческую тайну. Суды принимают этот аргумент и соглашаются, что расходы на обеспечение безопасности таких лиц являются для работодателя обоснованными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008).

НДФЛ

Налоговики в ряде случаев настаивают на том, что суммы, перечисленные работодателем за личную охрану работника, являются доходом последнего, который он получил в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Значит, с суммы такого дохода организация обязана удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (п. п. 1, 4 и 6 ст. 226 НК РФ).

Однако это требование не правомерно по следующим основаниям:

Подобные услуги оказываются прежде всего в интересах организации, поскольку возможный ущерб руководителю или другому должностному лицу от противоправных действий третьих лиц отрицательно скажется именно на ее материальном и финансовом состоянии. Сам же работник не получает от этого экономической выгоды, то есть у него не возникает облагаемого НДФЛ дохода (ст. 41 НК РФ). Тем более что обеспечение безопасных условий труда является обязанностью каждого работодателя (ч. 2 ст. 22, ст. ст. 163 и 212 ТК РФ).

Таким образом, суммы, перечисленные работодателем охранному предприятию за обеспечение личной безопасности сотрудника, не включаются в налоговую базу по НДФЛ. Следовательно, организация не обязана удерживать НДФЛ с указанных сумм. Это подтверждают и суды (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2007 № А05-7024 /2006-34). Хотя на практике не исключены претензии налоговиков.

Страховые взносы

Поскольку в рассматриваемом случае расходы на обеспечение личной безопасности ценных сотрудников осуществляются в интересах самой организации, а не в личных интересах сотрудников, объекта налогообложения страховым взносам не возникает.

Пример

Организация заключила с охранным агентством договор на оказание услуг по личной охране жизни и здоровья генерального директора.

Согласно договору стоимость охранных услуг составляет 118 00 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.) в месяц.

На последнее число каждого месяца действия указанного договора стороны составляют акт сдачи-приемки оказанных услуг.

Оплата услуг производится не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем их оказания. Организация применяет метод начисления при учете налога на прибыль.

В бухгалтерском учете Организации будут сделаны следующие записи:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце оказания услуг
Признаны расходы на приобретение услуг по охране по охране генерального директора (118 000 - 18 000) 26 60 100 000 Договор возмездного оказания услуг, Акт, Счет
Отражен НДС, предъявленный исполнителем услуг 19-4 60 18 000 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем услуг 68/НДС 19-4 18 000 Счет-фактура
В месяце, следующем за месяцем оказания услуг
Отражено перечисление оплаты за оказанные в истекшем месяце услуги по охране генерального директора 60 51 118 000 Выписка банка по расчетному счету

Статья: Охранные предприятия: бухгалтерский учет и налогообложение ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 2)

Комментарии к статье

  • гость
    пишу квалификационную практику по бух учету,очень полезная информация.СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

    еще:
    Вопрос: Организация обменяла квартиру, находящуюся на балансе (счет N 04), на другую квартиру меньшей стоимости по договору мены. Квартиры признаны равноценными (38 000 руб.), а балансовая стоимость квартиры - 59 000 руб. После обмена вторая квартира сдана в аренду работнику предприятия. Как правильно отразить в учете указанные выше операции? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 2)
    Вопрос: ...Предприятие по договору купли - продажи продает свою долю в ООО по стоимости, превышающей ее учетную стоимость. По условиям договора покупателем перечислен аванс, срок окончательного расчета обусловлен датой завершения регистрации соответствующих изменений в учредительных документах. Облагается ли данная операция НДС? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 3)

  • (C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»