Постановка вопросов в психологическом консультировании. Техники и приемы психологического консультирования. ۞ Гипотезы в психологическом консультировании

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Benjamin (1987) отмечает:

"Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми".

Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

  • 1. Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").
  • 2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").
  • 3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),
  • 4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.

В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы, однако не следует вообще переоценивать важность опросов. Benjamin (1987) указывает:

"Я сильно сомневаюсь по поводу использования вопросов в беседе и чувствую, что задаю слишком много вопросов, часто бессмысленных. Мы задаем вопросы, которые расстраивают клиента, прерывают его, и вопросы, на которые он, возможно, не в состоянии ответить. Иногда мы даже задаем вопросы, заведомо не желая получать ответы, и в результате не слушаем ответов".

Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, осмелюсь утверждать, что в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован -- задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем (George, Cristiani, 1990):

  • · превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь;
  • · заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем;
  • · переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни;
  • · "уничтожает" подвижный характер беседы.

По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования.

Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

  • 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
  • 2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
  • 3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
  • 4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
  • 5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.
  • 6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

Диалог психолога с клиентом имеет существенные отличия от беседы с приятелями и близкими людьми. Вопросы, которые пси­холог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

s поддержку контакта с клиентом;

S получение информации;

S проверку либо уточнение гипотез;

S передачу информации.

Таким образом, навык задавания вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков психолога. Вопросы являются основным элементом беседы и главным сред­ством получения информации от клиента. Умение психолога зада­вать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.

Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей (см. таблицу).

Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Когда это случилось? Расскажите о последнем слу­чае.

Что Вы чувствовали в этот момент?

Проверка консульта­тивной ги­потезы Анализ ситуации и при­чин ее возникновения, вы­явление закономерностей, интерпретация

Правильно ли я понял, что...?

Возможно, что Ваше поведе­ние привело к...?

Передача информации Информирование о возрастных особенностях, психологических законо­мерностях и нормах Встречались ли Вам сходные проявления у других? Как Вы считаете, данный факт связан с тем, что он по­шел в школу?
Поддержка клиента Информирование об уни­версальности данного пе­реживания или ситуации Как Вы думаете, такая ситуа­ция уникальна? Чем я могу быть Вам поле­зен?
Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Конкретизирующий вопрос; вербализация мыслей и чувств клиента Когда это случилось? Расскажите о последнем случае. Что Вы чувствовали в этот момент?
Проверка консультативной гипотезы Анализ ситуации и причин ее возникновения, вы явление закономерностей, интерпретация Что, на Ваш взгляд, привело к...?

Правильно ли я понял, что...?

Возможно, что Ваше поведение привело к...?

Передача информации Информирование о возрастных особенностях, психологических закономерностях и нормах Встречались ли Вам сходные проявления у других? Как Вы считаете, данный факт связан с тем, что он пошел в школу?
Поддержка клиента Информирование об универсальности данного переживания или ситуации Как Вы думаете, такая ситуация уникальна?

Чем я могу быть Вам полезен?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет».

Открытые вопросы дают психологу довольно важную информа­цию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не скажете ли Вы, о чем пойдет у нас разговор?» дает клиенту возможность сформулировать свой ответ без ограничений.

Используя открытые вопросы, психолог может уяснить следу­ющие обстоятельства: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения кли­ента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также чувства и особенности его мышления. Те же вопросы можно использовать на третьей стадии интервью (желаемый результат), чтобы узнать, каковы цели кли­ента, что он думает об этих целях и др.

Психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при рас­спрашивании клиента. Вопросы «почему» особенно тревожны и вызывают у клиента желание защититься. Кроме того, такие вопросы активизируют защитный механизм рационализации: обыч­но клиент уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Гештальт-терапевты интерпретируют задавание вопросов как проявление агрессии. В самом деле, психолог, который активно и долго расспрашивает клиента, может восприниматься последним как агрессивный. Некоторые направления (когнитивное, РЭТ) используют их широко, а клиент-центрированные терапевты во­обще возражают против применения в консультативной сессии большого количества вопросов.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить однозначно: «да» или «нет». Закрытые вопро­сы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Такие вопросы, как правило, мешают клиенту укло­ниться от темы разговора. Но при частом использовании они мо­гут вызвать тревогу у клиента.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые воп­росы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно помнить при работе с легко внушае­мыми клиентами, с маленькими детьми. Вместе с тем использова­ние закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являют­ся в равной степени социально приемлемыми, например: «Одни люди думают об этом так (...), другие - так (...)».

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно по­лучить при помощи таких микротехник, как минимальное под­крепление, поддержка, пересказ, отражение чувств и др.

Техника консультирования - это специальные приемы, которые психолог использует для выполнения тех или иных процедур на каждом из этапов консультирования.

Основные техники консультирования следующие

  • 1. Постановка вопросов. Вопросы можно считать базовой техникой консультирования. В процессе консультирования психолог не столько говорит сам, сколько задает вопросы и таким образом подводит клиента к пониманию своей проблемы и решению. Вопросы в консультировании могут быть:
    • открытыми - вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", например: "Что вы думаете об отношениях в вашей семье?";
    • закрытыми - вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например: "Вы замужем?";
    • альтернативными - вопросы, содержащие альтернативы ответов, например: "Вы почувствовали обиду, гнев или раздражение?"

Открытые вопросы используются в следующих случаях:

  • 1) начало консультации. В начале консультации уместнее открытые вопросы, так как они дают возможность получить больше информации;
  • 2) побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что вы почувствовали?");
  • 3) побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами ("Расскажите о конкретной ситуации");
  • 4) сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что вы чувствуете?").

Однако следует учитывать, что открытые вопросы могут повышать ощущение угрозы и беспокойство у клиента, поэтому их надо задавать в подходящее время и тщательно формулировать.

Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации ("Сколько вам лет?"), уточнения. Закрытые вопросы иногда необходимы, чтобы получить более точный материал для формулировки консультативных гипотез, и чаще используются на этапе проверки гипотез. Однако частое использование закрытых вопросов может создавать у клиента ощущение "допроса", провоцировать его закрытость и ухудшать консультативный контакт. Поэтому необходимо избегать чрезмерного опрашивания. Задавая тот или иной вопрос, необходимо четко понимать, с какой целью он задается, на проверку какой гипотезы направлен.

Альтернативные вопросы используются тогда, когда клиент не может ответить на вопрос, так как не имеет опыта разговоров на эту тему. Чаще всего это вопросы на прояснение чувств. Вопрос дает образец, как говорить о чувствах, но не обязательно клиент должен выбрать из предложенных консультантом альтернатив, он может предложить свой вариант.

Из-за чрезмерного увлечения вопросами могут возникать следующие проблемы.

  • 1. Беседа превращается в обмен вопросами-ответами (становится похожей на допрос).
  • 2. Консультант, задавая много вопросов, берет на себя ответственность за ход консультации и снимает ответственность с клиента, тем самым нарушается принцип ответственности клиента.
  • 3. Множество вопросов часто переводит беседу от эмоций к фактам, а это снижает глубину консультации.
  • 4. Вопросно-ответная форма уничтожает живость беседы, делает ее излишне формальной.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо соблюдать правила задавания вопросов.

  • 1. В консультативном диалоге должны преобладать открытые вопросы, закрытые вопросы нужно использовать с осторожностью.
  • 2. Вопросы, начинающиеся со слов "кто, что", ориентированы на получение фактов, используются в начале расспроса клиента.
  • 3. Вопросы, начинающиеся со слова "как", ориентированы на внутренний мир клиента, используются для уточнения и проверки консультативных гипотез.
  • 4. Вопрос, начинающийся со слова "почему", может провоцировать актуализацию защитных механизмов, поэтому таких вопросов в консультировании лучше избегать (тем более что они бесполезны - клиент нс знает, почему он делает так, а не иначе, и может высказать лишь собственные рационализации).
  • 5. Необходимо избегать постановки двойных вопросов и двух вопросов одновременно, например: "Почему вы пьете и опаздываете на работу?". Здесь в одном вопросе содержатся два вопроса одновременно.
  • 6. Не следует задавать один и тот же вопрос в разных формулировках.
  • 7. Нельзя вопросом опережать ответ клиента (например: "Все ли хорошо ладится у вас на работе?". Этот вопрос содержит ответ - "хорошо ладится". Лучше спросить: "Как обстоят дела у вас на работе?").
  • 2. Ограничение речи консультанта в диалоге. Приближение к речи клиента. Краткость и точность высказывания консультанта. Ошибкой начинающего консультанта является желание говорить много, не допуская пауз. В ходе приема должен говорить в основном клиент. Консультант должен минимизировать свои высказывания, задавая лишь необходимые вопросы. При этом речь консультанта не должна восприниматься клиентом как чуждая и непонятная, она должна быть выстроена в стиле речи клиента. Для этого консультанту важно использовать в своей речи те слова и выражения, которые характерны для речи клиента. При этом важно говорить кратко и точно.

Правила высказывания консультанта в консультативном диалоге.

  • 1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему задается тот или иной вопрос.
  • 2. Необходимо использовать краткие вопросы, в которых опущены все слова, ясные из контекста.
  • 3. Идеальная структура вопроса в процессе консультации (особенно на этапе расспроса, когда клиент рассказывает о своей проблеме): 1) указание на некоторое событие, про которое упоминал клиент; 2) вопросительное слово "что", "как" и т.д. Например: "Вы встретились... и что?"

Иногда можно произносить только вопросительные слова, так как остальное ясно клиенту из контекста беседы. В этом случае клиент может не заметить, что ему был задан этот вопрос. Таким образом консультант как бы встраивается во внутренний диалог клиента, мягко направляя его рассказ в нужном направлении.

3. Ободрение и поддержка клиента - основа консультативного контакта. Если консультант каким-то образом выразит оценку, неодобрение действий клиента, контакт может разрушиться. Однако оказание поддержки не означает позитивной оценки действий клиента, которые могут быть действительно аморальны. Это означает, что консультант не оценивает клиента, но поддерживает его в любом случае, такого, каков он есть. Для создания и укрепления контакта используются краткие фразы, означающие согласие и понимание (например: "Продолжайте", "Да", "Понимаю", "Хорошо", "Так", "Ага", "М-мм").

Поддержка помогает клиенту поверить в себя и рисковать, принимать сложные решения, например: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь", "Вы правы", "Это может быть нелегко". Однако этим приемом важно не злоупотреблять, так как это может ограничивать возможности клиента решать проблемы и формирует зависимость клиента от консультанта.

4. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. В процессе консультирования важно точное понимание консультантом того, о чем говорит клиент. Без точного понимания невозможны правильное формулирование гипотез и выбор дальнейших методов воздействия. Однако рассказ клиента бывает не очень связным и путаным, так что консультанту сложно разобраться в ситуации. Кроме того, всегда существует разница смысловых полей используемых в беседе слов, что тоже может приводить к недопониманию со стороны консультанта. Для прояснения смысла сказанного клиентом используются техники отражения содержания. Чаще такие техники используются во второй фазе расспроса для проверки консультативных гипотез.

Перефразирование (парафраз) - ключевая техника отражения содержания. Смысл этой техники состоит в том, что консультант своими словами передает смысл сказанного клиентом. Цели перефразирования (парафраза):

  • показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента, сделать ее более четкой;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.

Правила выполнения парафраза.

  • 1. Перефразируется основная мысль клиента, при этом передается ее основной смысл (или идея).
  • 2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять что-то от себя.
  • 3. Важно избегать дословного повторения высказывания клиента, нужно выражать его мысль своими словами.

Другая техника отражения содержания - обобщение. В отличие от парафраза, который используется для отражения одной мысли, обобщение - это выражение основной идеи нескольких взаимосвязанных мыслей клиента или запутанного высказывания.

Обобщение используется в следующих случаях.

  • 1. Для структурирования начала беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами.
  • 2. Когда клиент говорит очень долго и запутанно.
  • 3. Когда одна тема исчерпана и намечается переход к следующему этапу.
  • 4. При стремлении придать направление беседе.
  • 5. В конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты и дать задание.
  • 5. Позитивное перефразирование - это способ представления негативного в позитивном свете. Эта техника дает возможность клиенту по-другому увидеть свою проблему.

Выполняя позитивное перефразирование, консультант, используя жалобу или замечания клиента, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, становится причиной положительных эмоций. Например, клиент говорит: "Мой сын совсем перестал меня слушаться". Консультант перефразирует: "Да, по-видимому, Ваш сын повзрослел, и стал более самостоятельным". Таким образом, клиент видит, что в том явлении, которое он считал абсолютно негативным (поведение сына), есть позитивный момент - проявление самостоятельности и взросления сына.

6. Отражение чувств в процессе консультирования не менее важно, чем отражение содержания.

В том, что говорит клиент, всегда можно выделить два плана.

Первый план - оправдания, объяснения, логически выстроенные детали рассказа (содержание).

Второй план - эмоции, чувства клиента и окружающих его людей. Именно раскрытие этого плана помогает понять, что происходит с клиентом, суть его проблемы.

Можно сказать, что отражение чувств клиента - это перефразирование с ориентацией не на содержание, а на чувства.

В процессе консультирования клиенты чаще говорят о фактах, поэтому вопросам о чувствах необходимо уделять значительно больше внимания, чтобы достичь баланса между отражением фактов и чувств.

Обычно для отражения чувств используется вопрос: "Л что вы почувствовали, когда..?" Иногда можно назвать чувство, которое испытывал клиент: "Вы почувствовали тревогу?" Но делать это можно только тогда, когда клиент сам произнес это слово, и консультант хочет его акцентировать, или же когда консультант абсолютно уверен, что именно это чувство испытывал клиент в данной ситуации. Если чувство будет названо неверно, это вызовет сопротивление у клиента, ощущение, что консультант его не понимает, и соответственно приведет к ухудшению консультативного контакта.

Также как для отражения фрагмента содержания используется техника обобщения, для отражения и демонстрации клиенту его типичных эмоциональных реакций может использоваться техника обобщения чувств - для демонстрации клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.

Принципы использования техники отражения чувств.

  • 1. Как можно точнее идентифицировать чувство.
  • 2. Целесообразность использования отражения чувств в контексте беседы - следует отражать не все чувства, а только те, которые выводят на проверку консультативной гипотезы или подводят к моменту инсайта.
  • 3. Обязательно обращать внимание на чувства, если они вызывают проблемы в консультировании, могут поддержать клиента, помочь ему.
  • 4. Консультант может выражать также и собственные чувства, но только связанные с темой беседы.
  • 5. Необходимо помочь клиенту контролировать слишком интенсивные чувства.
  • 7. Акцентирование эмоциональных переживаний. Другой способ работы с чувствами в процессе консультирования - акцентирование эмоциональных переживаний через акцентирование так называемых эмоционально заряженных слов. При этом используется техника "эхо". Эта техника заключается в том, что консультант повторяет точно то слово, которое сказал клиент. Однако

повторять следует не любое слово, а наиболее эмоционально заряженное. Тогда беседа будет развиваться вглубь, к пониманию основных мотивов клиента. Ведь известно, что эмоции являются маркерами мотивов.

"Носителями" эмоций в рассказе клиента являются наречия и прилагательные, а если их нет - глаголы. Именно наречия и прилагательные обозначают отношение клиента к чему-либо, качество действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств дает возможность развивать диалог в глубину.

Например, клиент говорит: "Я медленно подошла к дому". Консультант спрашивает: "Медленно?" Таким образом акцентируется ключевое эмоциональное слово, так как именно это слово концентрирует в себе эмоции клиента. Такой вопрос-эхо направляет рассказ клиента в сторону пояснения своих чувств и своего отношения к происходящему.

8. Паузы молчания. Многие начинающие консультанты боятся пауз. Им кажется, что паузы в беседе могут быть интерпретированы как признак низкой квалификации консультанта. Иногда это действительно так - когда пауза возникает потому, что консультант не знает, что сказать дальше. В таком случае нужно обращаться к супервизору и работать над техникой консультирования. Но иногда паузы могут нести мощный терапевтический эффект, и тогда они могут рассматриваться как особые технические приемы консультирования.

Время паузы воспринимается в процессе консультирования по-особому. Пауза воспринимается обычно как значительно более длительная, чем это есть на самом деле. Выдержать даже минутную паузу бывает не так легко. Нормальная пауза может длиться 30-40 с.

Молчание во время консультации может нести разный смысл:

  • бессодержательное молчание - когда собеседники испытывают неловкость, скорее всего вызвано тем, что консультант не знает, что дальше делать;
  • содержательное молчание - когда молчание наполнено смыслом; такие паузы переживаются как значимые моменты консультирования и могут выдерживаться значительно дольше, чем обычные паузы. Например, такая пауза может означать осмысление, обобщение без слов всего сказанного после важного смыслового фрагмента беседы.

Терапевтическая ценность молчания заключается в том, что молчание в значимые моменты увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента, предоставляет возможность клиенту погрузиться в себя и изучать свои чувства, установки, а также позволяет клиенту понять, что ответственность за исход консультации лежит на нем.

Молчание клиента в процессе консультирования может иметь различные смыслы.

  • 1. Паузы в начале беседы могу быть вызваны тревогой, растерянностью, плохим самочувствием клиента. В этом случае необходимо клиента ободрить, снять тревогу.
  • 2. Реальная активность клиента - он молчит, так как подбирает слова, обдумывает, что скажет дальше. В этом случае нужно дать ему время на обдумывание.
  • 3. Пауза может быть вызвана тем, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга. В некоторых случаях консультант может использовать это как прием для демонстрации клиенту его ответственности за беседу. Однако злоупотреблять таким приемом тоже нельзя.
  • 4. Оба, и консультант и клиент, оказались в тупике, произошла потеря контакта. В этом случае пауза вызывает неприятные чувства, неловкость. Тогда консультанту необходимо попытаться исправить ситуацию, восстановить контакт с клиентом.
  • 5. Пауза может означать сопротивление клиента, попытку манипуляции консультантом ("Ну-ка давай, а я посмотрю"). В этом случае нужно прерывать манипуляции выходом на открытое общение, работать с сопротивлением клиента.
  • 6. Много пауз возникает, когда беседа протекает на поверхностном уровне, т.е. клиент и консультант избегают обсуждения важных вопросов. В этом случае консультант может использовать технику конфронтации или другими способами попытаться углубить диалог.
  • 7. Смыслом паузы может быть глубокое обобщение без слов - в этом случае ее нужно выдерживать столько, сколько необходимо.

Общий принцип работы с паузами - необходимо прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное.

9. Тон и громкость голоса. Важно подобрать нужный тон голоса в беседе с клиентом. Общий принцип - тон, громкость, скорость речи консультанта должны приближаться к соответствующим характеристикам речи клиента, т.е. необходима "подстройка" к клиенту по параметрам пара- и экстралингвистики.

Той консультанта должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится.

Приглушенный голос помогает создать ощущение доверительности, интимности. Варьирование громкости голоса при изменениях в состоянии клиента помогает сохранить и усилить консультативный контакт, создать ощущение взаимопонимания.

10. Предоставление информации. Психолог не дает прямых советов в процессе консультации, так как это нарушает принцип ответственности клиента. Однако в некоторых случаях клиенту необходима дополнительная информация для принятия решения или ликвидации проблемы, и такая информация ему может быть предоставлена психологом. Предоставление информации можно рассматривать как отдельную технику консультирования.

Виды информации, которая может предоставляться в процессе консультирования: информация о процессе консультирования, поведении консультанта, об условиях консультирования - месте и времени его проведения, оплате.

Иногда клиенты задают вопросы с целью устраниться от обсуждения своих проблем. Это своего рода уход от ситуации консультирования, например: "Что вы думаете о современной семье?" В этом случае необходимо перевести разговор на их собственные проблемы: "А почему вас это интересует? А что вы об этом сами думаете? А что происходит в вашей семье?", - иначе консультант может уйти от темы консультации в общие рассуждения. Но если эти вопросы являются выражением реальной тревоги клиента - лучше на них кратко ответить и затем все равно выходить на личные проблемы клиента.

11. Интерпретация - это преобразование смысла. Использование интерпретации помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, при этом клиент видит себя и свои трудности новым способом.

Перечислим типы интерпретации.

  • 1. Установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями.
  • 2. Акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента.
  • 3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. ("Судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи".)
  • 4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым.
  • 5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Интерпретация - это основная техника воздействия, поэтому ее используют ближе к концу консультирования, на этапе воздействия, по никогда не используют в начале консультации.

Правила использования интерпретации.

  • 1. Интерпретация не должна быть слишком глубокой, она связывается только с тем, что клиент уже знает.
  • 2. Важна своевременность интерпретации, готовность клиента ее принять.
  • 3. Эффективность использования интерпретации зависит от личности клиента. Клиенты с высокой самооценкой и образованием более чувствительны к интерпретации.
  • 4. Не следует использовать много интерпретаций в одной консультации - это может вызвать актуализацию психологических защит у клиента.
  • 5. Интерпретацию следует формулировать как допущения, гипотезы, но не категорично. Такая формулировка способствует принятию интерпретации клиентом.

Об эффективности применения интерпретации может свидетельствовать реакция на нее клиента. Если клиент равнодушно реагирует на интерпретацию, не замечая ее, рассказывает дальше что-то свое - это значит, что интерпретация, скорее всего, была ошибочной, не затронула ключевые мотивы клиента; в этом случае необходимо пересмотреть консультативную гипотезу. Если же клиент реагирует па интерпретацию враждебно, отвергает ее, возможно, интерпретация попала в корень проблемы, однако была высказана не своевременно, клиент не готов к ее принятию. Точная и своевременная интерпретация вызывает "ага-реакцию" у клиента, инсайт, новый взгляд на проблему, при этом он может испытывать разные чувства - от глубокой задумчивости до восторга, а иногда может и разрыдаться.

12. Конфронтация - это демонстрация клиенту его способов психологической защиты. Использование техники конфронтации возможно только при взаимном доверии, иначе конфронтация может быть воспринята клиентом как агрессия со стороны консультанта.

Перечислим случаи использования техники конфронтации.

  • 1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах. Эта техника выполняется в две ступени:
    • а) констатируется определенный аспект поведения клиента;
    • б) "но (однако)..." - описывается противоречивое поведение. В противоположность интерпретации, при использовании конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия.
  • 2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о пей клиента в контексте его потребностей.
  • 3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем ("Вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни").
  • 4. Прерывание повествования клиента - тоже вид конфронтации, используется тогда, когда клиент уходит от темы.

Ограничения использования конфронтации:

  • 1) не использовать как наказание клиента;
  • 2) не использовать конфронтацию для разрушения механизмов психологической защиты;
  • 3) не использовать конфронтацию для удовлетворения потребностей и самовыражения консультанта. Неправильное использование конфронтации, как правило, означает, что консультант решает свои личные проблемы.

Правила использования конфронтации:

  • 1) тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, но не высказывать все одновременно;
  • 2) подробно изложить последствия противоречивого поведения;
  • 3) помочь клиенту найти способы преодоления проблем;
  • 4) конфронтация не должна быть категоричной и агрессивной (использовать слова-смягчители "мне кажется", "если я не ошибаюсь").
  • 13. Самораскрытие консультанта в процессе консультирование - достаточно спорная техника. В некоторых теоретических ориентациях самораскрытие не допускается вообще (например, в классическом психоанализе). В некоторых же оно является одной из основных техник. Самораскрытие означает демонстрацию консультантом своего эмоционального отношения к клиенту, обсуждаемой проблеме, и т.п. - т.е. открытое предъявление собственной личности клиенту.

Перечислим ограничения на использование техники самораскрытия.

  • 1. Когда клиент слишком много знает о консультанте, он меньше фантазирует о нем, поэтому самораскрытие не используется в психоаналитически ориентированном консультировании.
  • 2. Откровенность консультанта подразумевает разделение своих проблем с клиентом, что антитерапевтично.
  • 3. В начале консультирования самораскрытие недопустимо, так как его использование может увеличить тревогу клиента.

Виды самораскрытия:

  • 1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь";
  • 2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.

Позитивное самораскрытие - когда консультант выражает поддержку, одобрение клиента; негативное - по сути, конфронтация с клиентом.

Правила самораскрытия:

  • 1) самораскрытие должно быть искренним, иначе контакт с клиентом будет потерян;
  • 2) нельзя злоупотреблять самораскрытием, оно должно происходить только под контролем профессиональной личностной позиции, иначе консультацию нельзя будет назвать профессиональной консультацией;
  • 3) самораскрытие должно быть своевременным и соответствовать целям консультанта, нельзя излишне затягивать самораскрытие;
  • 4) самораскрытие нельзя использовать в начале консультации, оно используется на поздних стадиях консультирования при наличии хорошего консультативного контакта.
  • 14. Структурирование консультирования - это организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования, резюмирование.

Структурирование происходит в течение всего консультирования, шаг за шагом. Каждый новый этан консультации начинается с оценки того, что уже достигнуто. При этом важно участие клиента в планировании процесса консультирования.

Структурирование важно еще и потому, что оно обеспечивает осознание клиентом того, что происходило на консультации, и соответственно, повышение ее эффективности.

  • См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

Контракт предусматривает:

    Осознание того, что проблема существует.

    Наличие намерения решить проблему.

    Возможность решения данной проблемы в принципе.

    Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?)

Требования к контракту:

    Взаимное согласие.

    Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.).

    Легальность (без нарушений закона).

Алгоритм консультативной беседы

Активное слушание

Техники воздействия

Этапы продвижения клиента по процессу консультирования:

решение

желание (план действий) результат

жалоба намерение/ действие

цель

Важно различать:

    желание (чего хочет клиент в жизни),

    намерение/цель (чего хочет клиент+что может)

    запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации),

    профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и

клиента по достижению целей клиента в жизни),

    готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному

Клиент формулирует запрос к психологу в различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента.

Виды запросов:

    запрос как требование к третьему лицу,

Пример: Я хочу, чтобы мой муж…

    запрос как просьба об исцелении,

Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше…

    запрос на исследование.

Пример: Я хочу понять, почему…

    запрос на изменение (состояния, поведения, отношения),

Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери.

Первые два запроса в работу не берутся.

7 ступеней активного слушания

3 уровня понимания человека

Техники активного слушания в консультировании

Техника «Поддержка - терпение».

Поддержка – основа консультативного контакта. Поддержать клиента можно короткой фразой, означающей согласие и понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжать повествование, например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так». Реакция «Угу», «М-м-м» также выражает поддержку.

Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание и ободрение, которое помогает клиенту поверить в себя. Выразить его можно с помощью фраз: «Очень хорошо», «Вы правы», «Не волнуйтесь из-за этого» и т.п.

Количество поддержки должно быть умеренным. Когда поддержки много, она может создать зависимость клиента от консультанта, что мешает самостоятельному развитию клиента.

Техника «Понимание-парафраза».

Чтобы отражать содержание речи клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Таким образом, клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования.

Структура техники:

Вы только, что сказали, …

Если я Вас правильно понял, то…

Для обобщения нескольких высказываний применяется следующая конструкция (техника суммирования):

Если подытожить то, что Вы сказали, то …

Правила перефразирования:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2.Не допускается искажение смысла утверждения клиента, добавление чего - либо от себя.

3. Избегать дословного повторения высказываний клиента (эффект попугайства).

4. Учитывать логическое ударение, которое поставил клиент.

5. Убирать вопросительную интонацию из речи клиента (например, клиент: «Может, мне стоит поменять работу?»; психотерапевт: «Если я Вас правильно понял, Вы думаете о перемене работы».

Техника «Отражение эмоционального состояния»

Познание и отражение эмоционального состояния клиента представляется одной из главных техник консультирования. Отражение эмоционального состояния тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей – разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредотачивается на содержании, а при отражении эмоционального состояния – на том, что скрыто за содержанием.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, так как показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные и амбивалентные.

Клиент может отражать чувства по-разному:

Невербально;

Прямо говорить о своих чувствах;

Неясно высказывать чувства;

Передавать их с помощью метафоры.

Структура техники:

Мне кажется, что Вам (хорошо, плохо, обидно, больно …).

Говоря об этом, Вы испытываете (обиду, радость, злость, огорчение …)

Показатели эффективности применения техники:

                Психолог отражает не все чувства клиента, а лишь те, что важны в процессе консультирования.

                Консультант как можно полнее и точнее идентифицирует чувства свои и клиента.

Консультант отражает собственные чувства, возникающие в консультировании.

Техника «Отражение желания и скрытого смысла».

В консультировании психолог стремится перейти от жалобы клиента к желанию, а от желания – к намерению (что он готов делать?).

Структура техники:

И Вам бы хотелось…

Перейти к желанию можно с помощью следующих вопросов:

Что тебе хотелось бы изменить?

А как ты хотел бы, чтобы было?

Что ты хочешь от меня «здесь и теперь»?

За желанием клиента стоит какой-то смысл. В консультировании важно его прояснить. Прояснение скрытого смысла – это простая и мощная техника. Выяснить скрытый смысл можно с помощью вопросов.

А что это для тебя значит?

Что тебе это дает?

В чем для тебя смысл этого?

Зачем тебе это нужно?

Иногда в консультировании важно прояснить, что для человека означают отдельные понятия.

Техники вопросов

Задавание вопросов – это один из главных инструментов в консультировании.

Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например:

Сколько Вам лет?

Сколько раз в день Вы испытываете раздражение?

Вам удобно?

Открытые вопросы предполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например:

Что Вы об этом думаете?

Дата публикации

Структура консультативного процесса (4 ч.)

1. Беседа в психологическом консультировании.

2. Этап знакомства с клиентом.

3. Этап расспроса, формулировки и проверки гипотез.

4. Этап осуществления коррекционных воздействий.

5. Этап завершения беседы.

6. Модели структуры психологического консультирования.

1. Беседа в психологическом консультировании.

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы.

۞ Пространство беседы

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Но даже в том случае, если этот вариант недоступен - нет удобной мебели и специального помещения, - консультацию можно успешно провести, специально организовав какую-то часть пространства, лучше всего в углу, где можно было бы посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения и, таким образом, максимально сосредоточив его на консультанте.

И деальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

۞ Время беседы.

Время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.

Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене - это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени. Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а, следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентаций консультанта. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за рубежом). Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным выше этапам беседы, следующим образом: 1) начало беседы -5-10 минут;

2) расспрос клиента -25-35 минут;

3) коррекционное воздействие -10-15 минут;

4) завершение беседы -5-10 минут.

Остановимся подробнее на том, что представляет собой каждый из этих этапов, каких целей достичь и какие задачи должен успеть решить консультант в отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса беседы.

2. Этап знакомства с клиентом.

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема - это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, поднявшись навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумки, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: “Проходите, пожалуйста”, “Усаживайтесь поудобнее” и т.п.

Ошибки начинающего консультанта.

Н е следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом , с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую -45-60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени . В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - это значит, во многом обречь консультацию на неудачу. Оптимальная позиция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого является равенство имен. Это означает, что лучше, если психолог представляется так же, как клиент - по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (из этой рекомендации могут быть исключения, связанные с возрастом собеседника, а также со спецификой условий, в которых проходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым, используя реплику типа: “Давайте познакомимся, как мне вас называть?” После того как клиент назовет себя, психолог, ориентируясь на его форму представления, сможет назвать себя соответствующим образом.

Б ывает , что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование , на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Такой вопрос может задать даже человек, пришедший на консультацию по собственной инициативе, но чаще необходимость в объяснении целей консультирования возникает в ситуации, когда психологу приходится вести прием вне стен консультационного центра - на предприятии, в школе, в больнице. В подобных случаях за психологической помощью чаще обращаются люди, недостаточно информированные о возможностях и ограничениях психологического воздействия. Трудно предложить какую-то универсальную формулу на все случаи жизни. Так Л.Я. Гозман придумал следующую формулировку: “Мы - психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение”. К подобным формулировкам никогда не бывает лишним добавить гарантию анонимности всего того, что происходит за дверями психологического кабинета.

С ледующий шаг, который необходимо предпринять, - это перейти непосредственно к процессу консультирования. Естественно предположить, что вначале необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах. Этот ход настолько логичен, что нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглашения, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.

Е сли клиент молчит , ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: “Слушаю вас внимательно” или “Расскажите, что вас сюда привело”. Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: “Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я вас сама спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость”. Иногда клиента можно специально успокоить: “Не торопитесь, времени у вас достаточно”.

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это, прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово “проблема” . Употребление этого слова в начале беседы, до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. “Проблема” может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию.

Другая часто встречающаяся ошибка начинающих консультантов - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: “Не бойтесь”, “Не напрягайтесь”, “Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...”. В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

Установить хороший контакт с клиентом, правильно организовать беседу с самого начала - это значит, во многом обеспечить гарантию эффективности консультирования. Несложившийся контакт с человеком или вопросы, не решенные в начале беседы, могут стать препятствием в развитии беседы как раз тогда, когда это будет особенно нежелательно. Чаще всего именно они служат благодатной почвой для формирования сопротивления клиента психологическому воздействию, которое может проявиться, как нежелание продолжать беседу, претензии к консультанту, ощущение бессмысленности происходящего и т.д.

С опротивление консультированию - распространенное явление в начале беседы , когда клиент, уже находясь в кабинете психолога, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Так, например , оказавшись лицом к лицу с консультантом, он может начать выражать сомнения по поводу того, подходит ему консультант или нет по возрасту, полу, профессиональному опыту и т.д. Что можно сделать в такой ситуации? Обсуждая это с клиентом, можно привлечь и некоторые доводы: “Практическая психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой уж большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую вы сможете оценить, лишь начав работать со мной”.

Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает разговор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения - почему сейчас так много разводов, как влияют особенности современной ситуации в стране на отношения между людьми и т.д. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но время консультанта ограничено, а разговор на общие темы может “съесть” ценные минуты, которых потом, когда человек начнет говорить о себе, не хватит (винить же в этом можно лишь консультанта, а не клиента). Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений сопротивления, страха перед началом беседы и ее возможными последствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию, задав вопрос: “А почему вас волнуют эти вопросы, что привело сюда лично вас?”. От прямого ответа клиент может уйти, но психологу следует предпринять такую попытку, и чем раньше это произойдет, тем легче будет для обоих сменить тему обсуждения.

Случается, что человек, пришедший в консультацию, просит консу-льтанта помочь не ему самому, а кому-то еще . Его запрос может быть, например, таким: “Пригласите сюда мою жену (мужа), дочь (сына), он (она) не хочет идти сам (-а), а ему (ей) требуется помощь”. Ситуация может дойти до курьеза, когда клиент начнет просить справку с подтверждением диагноза для кого-то из родственников, письмо в суд и т.д. В таких ситуациях психологу следует проявлять твердость: он работает только с теми, кто непосредственно обращается за помощью и кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения собственной ответственности за нее. Звонить, приглашать в консультацию, писать письма и т.п. - это значит вмешиваться в частную жизнь людей, зная о ней довольно мало и не представляя того, что думает о происходящем другая сторона. При этом стоит потребовать сориентироваться на работу того, кто уже пришел в консультацию, напомнив, что в любом конфликте есть две стороны, и даже если влияние одной из них на то, как разворачиваются события, на первый взгляд, незначительно, оно, несомненно, существует. Разобравшись в том, каково оно, можно попытаться хотя бы в чем-то изменить ситуацию.

1. Этап расспроса, формулировки и проверки гипотез.

На данном этапе главная задача консультанта - как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.

۞ Первая фаза расспроса клиента.

Поскольку на этой фазе основная цель консультанта - “разговорить” клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это “открытые” реплики типа: “Расскажите мне о ваших отношениях...”, “Какая у вас семья?”, “Когда и как это началось?” и т.д. Ответ на подобные вопросы - это просто предложение клиенту высказаться.

Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования.

Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом (наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие вставками типа: “Конечно”, “Я понимаю”, “Да-да”); 2) стимулирует его на дальнейший рассказ (полезной для психолога информации следует отнести, прежде всего, историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем, она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей); 3) способствует целенаправленному развитию беседы (не позволять клиенту говорить все подрят; для того чтобы лучше концентрировать внимание на материале, консультант может вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента. Такое повторение - хороший способ стимулировать на рассказ и поддерживать контакт); 4) осмысливает то, что говорит клиент.

Процесс расспроса, исходя из используемой здесь модели, занимает 25-30 минут, но через 15-20 минут после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблеме и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Что такое гипотезы в психологическом консультиро-вании, как именно они формулируются и проверяются.

۞ Гипотезы в психологическом консультировании.

Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. При этом опросы, что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит, каковы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ сложности отношений клиента с окружающими, являются абсолютно бессмысленными. Каждый участник смотрит на происходящее со своей точки зрения, опирается на свой жизненный опыт, собственные потребности, интересы и т.д.

Гипотезы в психологическом консультировании – это варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Но это лишь база для их построения.

Прежде чем давать интерпретацию, следует изменить представление клиента о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно сформулировать, что же происходит в жизни клиента, то есть, проверяя возникшие у него гипотезы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей данному человеку в конкретной ситуации. Проверка же возникших гипотез является основным содержанием работы консультанта на следующем этапе беседы.

۞ Вторая фаза расспроса клиента

Это этап проверки гипотезы. Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Они направлены на уточнение возникших у консультанта идей (гипотез). Это уже вопросы по существу: “Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?”, “Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?”. Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента были точными и конкретными. Формулировки типа: “часто” или “давно” здесь не подходят. Для кого-то часто - это раз в неделю, для кого-то - каждый день.

Основной и, пожалуй, самый надежный для консультанта подход к работе на втором этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями - для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. Известно, что чем подробнее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.

Но что же это такое - полный, подробный рассказ о конкретной ситуации.

В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

Пример: Представим себе, что речь на приеме у психолога зашла о семейном конфликте, и рассказывает о нем жена. Для того чтобы ее рассказ мог рассматриваться как конкретная ситуация, клиентка должна сообщить о том, что каждый из супругов делал перед началом ссоры, как проходила ссора, когда именно клиентка почувствовала, что завелась и в связи с чем, из-за чего, с ее точки зрения, это чувство возникло, что говорила она сама и что отвечал ей муж, чем была вызвана ссора с его точки зрения (по предположению клиентки), как и в связи, с чем ссора была прекращена, как разворачивались события дальше, долго ли отношения были напряженными, каковы последствия этой ссоры для их отношений.

Услышав полный рассказ, консультант может подтвердить или опровергнуть гипотезу, например, о том, что жена сама первая провоцирует конфликты, для того чтобы использовать их затем как средство давления на мужа, выдавая себя за жертву. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.

Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактеризовать как пассивную, то здесь она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает детализирующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Бывает, что клиент считает, что полностью забыл какие-то моменты. В такой ситуации психологу следует подбодрить его: “Вспомните хоть что-нибудь”, “Не беда, если это несколько не соответствует тому, что было на самом деле, но Вы ведь можете, зная свою жизнь, максимально полно представить, как это могло быть”.

Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе - описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны, прежде всего, интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. Большинство людей мало прислушиваются к себе, не умеют анализировать свои переживания. Но психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом клиенту. Например, предлагать различные альтернативы, подбадривать: “Так вы разозлились или испугались, услышав это?”, “Опишите свои чувства. Ведь даже если вы не обращали на это особого внимания, все же ничего не чувствовать в тот момент вы просто не могли. В жизни человека всегда есть не только мысли, но и чувства”.

Особенно часто приходится слышать от клиентов: “Затрудняюсь ответить”, когда речь заходит о переживаниях и состоянии других . В этой ситуации клиента можно заверить, что консультанту достаточно предположений. И это действительно так, поскольку особенности переживаний и поведения других людей психологу необходимы, прежде всего, для того, чтобы понять, как их воспринимает и оценивает клиент.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

Каждый рассказ требует времени и напряженной работы, следовательно, выбор его заведомо не должен быть случайным. С уществуют некоторые принципы для отбора ситуаций, о которых следует расспрашивать клиента:

1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными.

2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.

3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Так, жалобы матери на то, что ее дочь не заботится о порядке в квартире и обычно разбрасывает повсюду свои вещи, не может служить примером конкретной ситуации. В качестве таковой здесь может быть избран разговор матери и дочери, который начинается с того момента, когда мать, придя домой, обнаруживает книги и одежду разбросанными, начинает сердиться на дочку, чувствует обиду и, подойдя к ней, говорит: “Опять все по-старому”. Умелый профессионал с легкостью может развернуть эту ситуацию дальше, выясняя, за что конкретно она обиделась на дочь, что та ей ответила и подумала и т.д.

Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно ему помочь относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы - к оказанию психокоррекционного воздействия, к интерпретации того, что происходит.

4. Этап осуществления психокоррекционного воздействия.

Пожалуй, самый простой способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использованы возможности анализа конкретных ситуаций, - это акцентирование противоречий в рассказе клиента, рефрейминг (переформулирование) и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: “В начале нашей беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чем-то, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?” Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Таким высказыванием, консультант предлагает иное, необычное для клиента видение его жизненной ситуации. Жена из жертвы превращается в преследователя, а муж уже не выглядит коварным и безжалостным, каким его в начале приема представляла клиентка.

Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потребности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетворить по-другому.

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) - неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях: негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуациях, и каковы они, решить ему самостоятельно бывает трудно. Большую помощь в этом может оказать консультант, но, естественно, не предлагая конкретные советы и рекомендации . Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант.

В различных психотерапевтических школах и подходах существенно расходятся представления о том, что и как должен делать профессионал, для того чтобы ситуация клиента действительно изменилась. Так, например, в системной семейной терапии клиентам будут даваться развернутые предписания того, что и как им необходимо делать. В психоанализе, напротив, психотерапевт никогда не заведет речи о том, что поведение пациента должно измениться, пока пациент сам не начнет рассказывать об уже происходящих в его жизни изменениях. Краткосрочное консультирование в этом плане более однозначно: клиенту следует помочь как-то изменить свою ситуацию, но при этом не стоит стремиться к каким-то значительным результатам и следует опираться, прежде всего, на то, насколько готов к изменениям сам клиент.

Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

К сожалению, такая тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать. Конечно, часто в силу различных причин человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше. Но, даже отпуская его для такого самостоятельного осмысления, консультанту следует подчеркнуть, что реальные изменения необходимы, понимание себя и ситуации без проявления этого вовне может не привести к желаемым изменениям в отношениях.

Процесс воздействия далеко не всегда складывается гладко. Иногда для того, чтобы пришедший в консультацию человек хотя бы в чем-то изменил свое отношение к собственной жизненной ситуации, бывают, необходимы дополнительные средства, более активная и настойчивая позиция психолога. Один из таких приемов - попытка расширить восприятие ситуации клиентом, которому предлагают взглянуть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение: “Вы ежедневно пытаетесь добиться помощи от мужа, напоминая ему о его семейных обязанностях. Как вы думаете, а как он относится к этим вашим попыткам, как воспринимает и оценивает то, что вы делаете?”

Таким образом, психокоррекционное воздействие - это, прежде всего попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, и только как следствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем.

5. Этап завершения беседы.

На этом этапе психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность даже самого успешного воздействия может быть значительно снижена. К их числу можно отнести следующее: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

Остановимся последовательно на каждом из этих пунктов.

Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким: клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длиннее трех-четырех предложений, Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и именно теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах. Такой краткий пересказ содержания беседы может звучать, например, следующим образом: “Наш с вами сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом. В ходе нашего разговора мы с вами пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!”

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав, хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием (этот феномен характерен не только для нашей страны, а распространен практически всюду). Безусловно, в реальности за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан. Хорошо, если это утверждение можно подтвердить чем-то практически. Например, пообещав, что обращающихся повторно записывают вне очереди (за другую плату, в другом месте и т.д.). Например, заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня: неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад/-а/ встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по вторникам и четвергам во второй половине дня. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.

Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего возникает после приема в психологической консультации, невелик - в основном это психиатры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема. Идеальный вариант - это когда психолог работает с такими специалистами в сотрудничестве, имеет регулярную возможность обращаться за помощью и советом, ведет общих клиентов. Но даже если это не так, информация о том, где, кто, когда ведет прием, не только украсит беседу, но и повысит вероятность того, что клиент действительно обратится по указанному адресу (довольно много людей, испытывают трудности именно на этапе выяснения того, где и что находится, особенно в нашей стране, где получение пустяковой справки часто становится настоящим делом).

О дин из самых удачных вариантов завершения первой беседы - принятие решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся, и они встретятся еще один или несколько раз. Как показывают исследования, для того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него. Не стоит откладывать в долгий ящик и решение вопроса о том, когда именно состоится следующая встреча, об этом не стоит созваниваться дополнительно и т.п., поскольку после перерыва или в ожидании дополнительной договоренности желание прийти может угаснуть. Лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи, удобный и консультанту, и клиенту. Эффективность встреч может значительно повыситься, если их время будет постоянным, так же как и место.

В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с клиентом телефонами. Жизнь изобилует случайностями - кто-то заболеет, отправится в срочную командировку и т.д. Возможность предупредить партнера об этом заранее и не ставить перед фактом отсутствия на приеме полезна обоим.

Необходимо отдельно сказать о случаях, когда клиент готов и хочет работать дальше, но консультант по каким-то причинам не может его “взять” - надолго уезжает куда-то, слишком занят и пр. Не стоит в этом случае откладывать работу с человеком, тем более что необходимость помочь может быть срочной. Психологу всегда следует работать в сотрудничестве с коллегами, чувствуя локоть соседа. Возможность передать клиента, порекомендовать ему кого-то другого - свидетельство включенности специалиста в профессиональное сообщество, и обычно это воспринимается вполне нормально. Необходимо лишь объяснить, чем именно вызван такой шаг, и проследить за тем, чтобы клиент дошел до предназначенного для него специалиста. Естественно, коллега должен быть предупрежден о приходе и иметь хотя бы минимальную информацию об уже состоявшемся приеме, для того чтобы у обращающегося за психологической помощью не возникло ощущение, что на первой встрече время было потеряно зря.

Планируемая встреча - часто хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту консультантом в конце встречи. Обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-то сделать. Сам факт, что после получения домашнего задания клиент чувствует себя включенным в процесс консультирования, активным и полноправным его участником, значительно повышает эффективность работы консультанта, способствует углублению и укреплению межличностного контакта. Если домашнее задание уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце приема не только для того, чтобы клиент не забыл о нем, но и для того, чтобы он имел возможность еще раз обсудить с психологом, в какой форме и как его следует выполнять, выразил возможные возражения или идеи.

3. Прощание с клиентом - во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Обращение по имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с психологом прошла успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность. Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные отношения с профессионалом.

Может случиться, что прием прошел, не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца - был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»