Описание природы и роль пейзажа в поэме мцыри лермонтова сочинение. Сочинение Лермонтов М.Ю. Мцыри описание природы

Подписаться
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.

В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев

Поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.

Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном - побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего - похоронить его в месте, которое он выбрал сам:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно-золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня.

Природа в понимании Мцыри. Романтическая поэма “Мцыри”, написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.

Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: “как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”. Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с “грозой оторванным листком”. Юноша мечтает вырваться
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.
Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:
О, я как брат
обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: “Я сам, как зверь, был чужд людей”. В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство - то, чего ему так не хватало “в плену”, в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда
юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес - сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:
помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.
Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба - быть покорным и смиренным монахом, ведь он
быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я.
Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него - “три блаженных дня”. Недоумевающего монаха он спрашивает-:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой.
Меж бурным сердцем и грозой?..
В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную “тюрьмой”. Он прекрасно понимает причину своей гибели:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в “милую страну”, и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.
Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком

Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и этого хватает для полного раскрытия идеи. Но, говоря о героях в «Мцыри», не стоит забывать о еще одном важном действующем лице: природе. Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.

Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Юный послушник, убежавший из монастыря, исчезает осенней ночью. Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом».

Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вот как говорит об этом сам Мцыри, совершивший желанный побег «от келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы»…

Так при помощи картины природы в поэме «Мцыри» с первых же строк задается оппозиция «природа – монастырь». Она по-разному понимается монахами и главным героем, и поэтому благодаря простому описанию пейзажа создается конфликт.

Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.

Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»… Красота окружающего его мира дарит ему бесценные воспоминания о его семье, которых он бы лишен в монастыре.

Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.

И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.

Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.

В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.

Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.

Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).

В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.

Материалы, представленные в данной статье, будут полезны учащимся 8 классов при подготовке сочинений на темы «Природа в понимании Мцыри» или «Человек и природа в поэме Лермонтова «Мцыри»».

Тест по произведению

>Сочинения по произведению Мцыри

Единство человека и природы

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение, в котором одним из главных направлений является описание кавказского пейзажа и красоты окружающей природы. С одной стороны, автор изображает природу свободной и неукротимой, а с другой - яркой, экзотической, романтичной. Человек и природа изображены как два мира, живущих в гармонии и в то же время противоборствующих.

Главный герой произведения юный послушник монастыря по имени Мцыри . Он родился среди гордых и высоких гор Кавказа. Однако большую часть жизни он провел в стенах глухого монастыря в Мцхете, куда был сдан русским генералом на попечение. Поначалу природа спокойна и добра, о чем свидетельствуют следующие строки:

Немного лет тому назад­

Там, где сливаяся, шумят,­

Обнявшись, будто две сестры,­

Струи Арагвы и Куры,­

Был монастырь...

Даже бурные реки в поэме Лермонтова изображены миролюбиво. Но в ходе развития сюжета мы видим и волнения в виде грозы, и страх, который может нагнать ночной лес. Привыкший к вольной жизни Мцыри, так и не адаптируется к монастырю. Однажды он все же сбегает в край родной. По пути, однако, он встречает множество препятствий.

Даже природа предупреждает его о приближающейся опасности. Но юношу теперь уже не остановить. Ему радостно было оттого, что он, наконец, мог провести ночь под сенью деревьев, мог испить воды из горного родника, послушать пение красивой грузинки. И даже дикие звери его не пугали. Душа его переполнена чувством нежности и любви к окружающей природе, а сердце поет при виде родных пейзажей.

К сожалению, Мцыри так и не суждено было попасть в отчий дом, обнять родных и друзей, но провести три заветных дня на лоне природы ему удалось. Не случайно автор решил описать в поэме кавказский пейзаж. Он помогает лучше раскрыть образ героя. Этот короткий миг свободы, длиной в три дня, показывает, что юноша подобен погибающему цветку, который жил, не видя солнечного цвета.

С самого начала понятно, что ему суждено погибнуть. Потому что выросшее в стенах темницы растение не может комфортно поселиться в саду. Он ощущает себя чужим среди мирского общества. Даже свобода не радует, но он не отчаивается и идет только вперед. После смертельной схватки с барсом юноша оказывается раненным. Старого монаха, выхаживающего его в монастыре, он просит похоронить его в саду меж двух акаций.

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма - то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа - это своеобразный способ видения и изображения мира.

"Мцыри" - типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных - это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж - фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши - от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова - это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы - природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы - встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение - лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

Один из наиболее ярких и важных образов - образ горного потока:

…Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскры

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «rmgvozdi.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «rmgvozdi.ru»